Давным-давно я бывал в Залучье… Интервью с Кирпичевыми

Еще похожее

Несколько лет назад я познакомился с удивительным человеком – Сергеем Павловичем Кирпичевым. Ученый с мировым именем, кандидат биологических наук, орнитолог ( специалист по птицам), занимающийся  проблемами экологии и эволюции. Сын художника, лично знавший многих известных  коллег отца, и сам неплохо рисующий. Впервые услышал и увидел его в телепередачах про животных, в далекие 80-е. О нем не раз писали и снимали репортажи известные журналисты, Василий Песков, Павел Глазков и многие другие. В этих передачах речь шла о глухарях… Да да… С.П. разработал собственную методику разведения и общения с глухарями, вырастил и выпустил на волю десятки пернатых. А познакомился я с ним на Селижаровской земле, где в глухой, живописной  д. Мамоново он уже несколько десятков лет ведет свою научную работу. Сейчас ему помогает сын – Александр. Не раз   бывая у них в гостеприимном доме,  удалось записать с С.П. несколько интервью. В одном из первых, он,  с удивлением узнав, что врач добрался до него из Удомля, с радостной улыбкой сказал; « А ведь давным-давно  я не раз бывал и гостил на вашей земле, в Удомельском районе, в Залучье…». Как же он попал туда? Об этом — ниже.

Детство Сережи

«…Мой отец —  Кирпичев Павел Яковлевич (1904 —    1999), родился в Новочеркасске. По семейной легенде — прапрабабка —  дочь  пленной турчанки и генерала Смагина ( из войска Донского). Мать  — Голодун Александра Антоновна (1908-1944., из рода казаков Запорожской Сечи. Я родился 11 марта 1932 года в Москве, в роддоме при Боткинской больнице,  откуда меня привезли на лошади  домой, в поселок  «Сокол».  Мой дед — Кирпичев Яков Никанорович ( в 30-е годы работал в Наркомземе по торфоразработкам в СССР) и его товарищ  Павлинов Павел Яковлевич  ( художник-график) были одними из  строителей этого первого кооперативного поселка.  Павлинов предложил улицы в Соколе называть именами русских  художников… Венецианова, Верещагина, Врубеля, Левитана, Сурикова и др. Поэтому «Сокол»  стал известен как «Поселок художников».Жили мы в собственном  коттедже, с детства меня окружала природа, птицы, растения…

Началась война, мне было 9 лет. Хорошо помню первую бомбежку  – 22 июля 1941 года ( ровно через месяц после начала войны), разбомбили оранжереи рядом с поселком ( сын Саша уточняет: поселок «Сокол» был замаскирован под ж/д станцию, а станция – под лес. Вот немцы и бомбили «станцию»). Мы перебрались в центр Москвы, т.к. Сокол бомбили, там рядом был и аэродром…Затем – эвакуация, вниз по Волге, с мамой…

А отец вступил в одну из дивизий Московского народного ополчения, которую здорово «потрепали»  под Вязьмой.  Позже отец стал фронтовым художником. Победу встретил в Вене, а войну закончил на Дальнем Востоке. ( Для справки: Кирпичев Павел Яковлевич —  советский художник-график, ученик Фаворского и Моора; занимался станковой графикой, литографией и книжной иллюстрацией. Заслуженный художник РСФСР. В годы войны в качестве военного художника прошел Ржев, Малую Землю,  Сталинград, Будапешт и Вену, Харбин и Порт-Артур).

Вернувшись из эвакуации, мы стали жить в поселке, а в 1944 году мама умерла, мне было 12 лет. Отец, вернувшись с войны, продолжал  работать в военной студии Грекова, позже — иллюстрировал книги. У него было много друзей и знакомых среди художников, преподавателей различных ВУЗов. Одна из них — Левушкина Викторина,  пригласила отца и меня погостить летом в деревенском доме ее матери, в Удомельском районе.  Так я попал в Залучье…»

На Удомельской земле

«…В  Удомельские края,  в д. Залучье,  я попал в 1946 году, еще юношей, будучи уже страстным охотником и рыбаком. Садился в Москве с велосипедом  на попутку, доезжал до Вышнего Волочка, а дальше на велосипеде ехал по грунтовой  дороге по берегу Мсты. Дороги были – три колеи: по центру – от лошадки, по бокам – от колес телеги. Грязи такой не было…И леса были не тронуты…По картам я ехал в Залучье; карты были в архиве отца ( с Калининского фронта). У нас  дома хранится  огромный архив различных карт… У меня у первого был спиннинг, я ловил щук на р. Мста, а в реке  Пуйге – крупных язей  ( Для справки: р. Пуйга — протекает по Вышневолоцкому району и по границе с Удомельским районом).   Бывал и на болотах у д. Большие Малошевины, там огромное болото  замечательно тем, что на нем есть небольшие островки ивняка, с них весной вылетают тетерева.  Я тогда добыл их несколько штук, не немного. Охотился я и на болотах у оз. Вшивое ( Удомельский район), там были глухариные токовища. Я туда ходил из Залучья, ночевал в лесу. У меня было шомпольное ружье «Лепаж-Париж» 1810 года, бельгийский розовый дамаск. По глупости  я «потерял» это ружье…

Я помню большой храм во Млеве, очень красивый ( Для справки: Храм Спаса Нерукотворного Образа села, или Спасо-Георгиевсий шестипрестольный храм, с приделами Георгия Победоносца, великомученицы Варвары, Успения Божией Матери — в зимней части; Ильи Пророка, Рождества Иоанна Предтечи, Спаса Нерукотворного Образа — в летней.)…  В 1947-1949 годах  я снова гостил в Залучье, у Левушкиных.… Мой отец  приезжал к Викторине ( ее звали сокращенно  Рина),  но ненадолго, а я  оставался  в доме   ее матери на все лето.  Мать работала  бухгалтером в колхозе,  а  отец  – скрывался, т.к. был дворянин. Потом Рина уехала в Новосибирск,  преподавать географию, и связь с нею у нас потерялась…»

Левушкина Виктория Евгеньевна

Интересные материалы о ней мне прислала директор библиотеки Новосибирского государственного педагогического университета — Михайловская Наталья Витальевна.         

«…Я знала Викторию Евгеньевну, только как студентка.  Старшекурсники нам ее показывали, говорили, что она очень  строгий и требовательный преподаватель. Читала курс Физической географии СССР на 3 и 4 курсах. Экзамены принимала только по своим лекциям,  ей тяжело было сдавать. Ее дочери: Татьяна, 1952 г. и Ольга, 1956 г. рождения. Скончалась около 10 лет назад.»

А далее —  выдержки из ее личного дела: Лёвушкина Виктория Евгеньевна родилась 2 января 1922г. в деревне Дерюгино, Дмитриевского района, Курской области в семье служащего. В 1930г. её отца перевели в совхоз им. Тимирязева Вышневолоцкого района Калининской области, где она и начинала учиться в Краснослонской начальной школе. В 1934г. вместе с семьёй переезжает из-за болезни отца в д. Залучье, Удомельского района, Калининской области, где и продолжила учёбу в Удомельской средней школе. В 1940году,  после ее окончания, поступила на географический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ), который окончила с отличием в 1945г…В  1946г.  поступила в аспирантуру… В 1950г.  зачислена на должность старшего преподавателя кафедры географии Новосибирского государственного педагогического института…В этом же году защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Опыт анализа климата Москвы по методу характерных лет». В 1951г. ей присуждена учёная степень кандидата географических наук ( в 29 лет!). В Новосибирске вела курс лекций и практических занятий по физической географии СССР, руководила курсовыми работами…ею было опубликовано в печати 11 научных и методических статей. К работе относилась добросовестно, требовательна к студентам. Пользовалась большим авторитетом среди студентов и преподавателей института. Избиралась в течение 6 лет районным депутатом…  В 1961г.  утверждена в учёном звании доцента,  а также назначена деканом естественно-географического факультета. На факультете была членом партбюро, председателем жилищно-бытовой комиссии…  Как декан — отличный администратор, умело руководила учебной и воспитательной работой. В 1974-76 г.г. — проректор по учебной работе…В 1983 вышла на пенсию…».

Увлечения. Учеба

«…Еще юношей, научившись у отца, я  резал линогравюры в «подворотне» на Мясницкой. Там работали многие известные художники,  наши друзья. Отец выпускник ВХУТЕМАСа, и мать тоже была художник. ( Для справки: ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) — учебные заведения, созданные после революции 1917 года в Москве на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества). Мы же все друг друга знали, весь МОСХ ( Московский союз художников), и все начальство,  и всех художников… большинство из них — ровесники папы.  Отец и я виделись в Москве  с Бирулей ( Для справки: Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович, 1872-1957, художник, много лет проживший на нашей земле),  он  пейзажист замечательный… Встречался я с Колей Ромадиным, Глинским, Георгием Нисским,  Кузнецовым, Лидией Вертинской ( она училась на художника в МГАХИ им. Сурикова) ,  Ватагиным… Я их всех знал еще живыми… ( Для справки: Ромадин Николай Михайлович, 1903-1987, график, мастер пейзажа, народный художник СССР, академик. Глинский Николай Борисович, 1901-1999, еще в 1918 году встретился с К.А. Коровиным, который обещал взять его в ученики, но помешала Гражданская война. Эмигрировал в Болгарию. Писал иконы, иллюстрации к детским книгам, рисунки для учебников по зоологии. В 1955 г. вернулся в СССР, но жить в Москве не имел права, как реэмигрант. Нисский Георгий Григорьевич, 1903-1987, художник, основатель т.н. «сурового»  стиля. Кузнецов Иван Александрович,  1908-1987, Детгизом (ныне издательство «Детская литература») выпущено большинство книг с его иллюстрациями, многие люди старшего поколения помнят их с детства. Вертинская Лидия Вдадимировна ( урожд Циргвава),1923-2013, киноактриса и художник. В 17 лет в Шанхае познакомилась со знаменитым артистом Александром Вертинским, которому тогда был 51 год. По настоянию мужа поступила в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова.  В возрасте 34 лет овдовела,  маленьким дочерям назначили пенсию всего в 20 рублей, сославшись на небольшой рабочий стаж мужа.  На жизнь  пришлось зарабатывать продажей эстампов и пейзажей. Ватагин Василий Алексеевич, 1883- 1969, график и скульптор-анималист, педагог, академик. В недавней статье я писал про его дочь Ирину, которая реставрировала уникальные иконы, привезенные из нашего Сельца Карельского, и теперь являющиеся жемчужинами в музее Андрея Рублева).

Ватагина В.А. мой отец знал очень хорошо,  познакомился и меня. Я резал гравюры птиц — «Удод», «Зимородок»,  по тем временам  за них платили хорошие деньги. А мою работу  «Глухарь»  Ватагин слегка покритиковал. Позднее, в 1950-60-е годы я часто встречался с ним  Зоомузее, где он работал ( теперь это —  Научно-исследовательский Зоологический музей МГУ им. М.В. Ломоносова). С ним, и его коллегой Гофманом даже иногда выпивали в музее. ( Для справки: Гофман Дмитрий Николаевич, зоолог, заведовал в музее  сектором эволюционной морфологии).

Учителя

Я закончил «Пушной техникум»  в Балашихе в 1955 году ( кафедра Мантейфеля), я считаю себя его учеником и продолжаю его дело. ( Для справки: Мантейфель  Пётр Александрович, 1882—1960,  зоолог-натуралист. Помимо научных работ написал несколько научно-популярных книг: «Рассказы натуралиста» (1937), «В тайге и в степи. Очерки и рассказы» (1939), «Заметки натуралиста» (1961). В одном из своих рассказов К. Паустовский писал о Петре Мантейфеле: «…нет такого другого знатока и любителя в Советском Союзе. Просто волшебный старик!»). Мантейфель познакомил меня с Котсом А.Ф., директором Дарвиновского музея, для музея Ватагин В.А. сделал множество картин и скульптур. ( Для справки: Котс  Александр Фёдорович,  1880 -1964,доктор биологических наук, профессор, музеевед, основатель и первый директор Дарвиновского музея. В своих воспоминаниях он писал: «С трёх лет я себя чувствую зоологом, с пяти — музейцем, страстным собирателем всего, что хоть немного относится к животным. Эту мою любовь к Природе я считаю унаследованной от отца и матери».  Также преподавателями у меня были Ларионов В.Ф., Дементьев Г.П.,  Туров С.С. Огнёв С.И., ( Для справки:  Ларионов Вячеслав Федорович, 1903-1975,  зоолог, орнитолог, доктор биологических наук, профессор географического факультета МГУ.   Дементьев Георгий ( Юрий)  Петрович, 1898-1969, зоолог, профессор, один из ведущих орнитологов в СССР.  Туров Сергей Сергеевич, 1891-1975, доктор биологических наук, популяризатор науки, художник-анималист. Огнёв  Сергей Иванович,   1886 -1951, биолог, зоолог, профессор. Родился в семье ботаника и гистолога, профессора Московского университета  Ивана Флоровича, который дружил с известным философом Флоренским П.А.  Сергей Иванович составил многотомное издание с описанием почти 900 форм млекопитающих, с рисунками Ватагина В.В., Флерова К.К., Формозова А.Н.).  А у Формозова А.Н. я делал несколько докладов о в институте географии в Москве. ( Для справки: Александр Николаевич Формозов, 1889-1973, зоолог, эколог, доктор биологических наук, художник-анималист, 1899-1973,   Мастер экологического анализа взаимосвязей между животными и природной средой).

  Это была целая плеяда замечательных, увлеченных стариков, прививших мне страсть к изучению птиц. И в 1955 году я попал в Баргузинский заповедник, на Байкал. Там я описал один из видов глухарей.  С тех пор это  стало делом всей моей жизни.

Дело всей жизни

«…После работы в нескольких заповедниках я пришел к выводу, что глухарей можно выращивать в «домашних»  условиях.  И первый свой птичник появился у меня в Москве, в поселке «Сокол».  Выращивание глухарей  сам по себе процесс интересный,  но появилась возможность вернуть этих древних птиц в их естественную среду. Я разработал свою методику выращивания, начинаю разговаривать еще с эмбрионами (т.е. с яйцами) в инкубаторе. Еще не вылупившиеся птенцы слышат мой голос, привыкают к нему, а после «рождения»  они инстинктивно признают во мне маму.  Они считают родителем любой движущийся предмет, который увидят сразу после рождения. Ходят за мной, садятся ко мне на руки и колени  и «воркуют», хотя в природе это крайне осторожная птица.   ( При мне Сергей Павлович бесподобно изображает голосом разные виды «разговоров» глухарей — А.С.).  Важно не только вырастить птицу, но и подготовить к жизни в естественных условиях, научить — кто друг, а кого надо опасаться. За эти годы С.П. выпустил в природу десятки глухарей.  Хочется верить, что эти птицы могут жить и в парках больших городов, в зеленых зонах, но для этого им необходимо создать условия.  Хочу, чтобы у нас в культурном ландшафте остались птицы, которые бы жили вместе с человеком. Тема моей сегодняшней научной работы звучит так —  «Разработка замкнутого технологического цикла разведения диких выводковых птиц»…

Размышления о человечестве

Во время очередной встречи  Саша Кирпичев, давно помогающий отцу в главном деле его жизни,  сказал : » Сергей Павлович ждал Вас, доктора из Удомли» . Всегда приезжаю к ним в дом в д. Мамоново  с  незатейливыми «гостинцами» – хлеб, сливочное масло…моя настойка на травах, про которую С.П. дотошно расспрашивает – что за травы, где собраны…Ранее передал им практически все наши  краеведческие книги, подписанные  Дмитрием Подушковым,  Алексеем Намзиным, Леонидом Константиновым, Вячеславом Крыловым. Дарил и книгу «Врачи Удомли». Каждую книгу Сергей Павлович берет бережно, сквозь толстенные линзы очков внимательно рассматривает фотографии ( от красочной книги  В.А. Крылова пришел в восторг), репродукции картин, улыбается…Навскидку называет имена — отчества художников. Во время  традиционного чаепития, начинаю записывать…

 «…Жизнь связана с эволюцией, видообразованием… Если разрушать среду обитания человека ( леса, вода, воздух), то это  гибель для человечества, как вида в целом!   Если мы хотим прожить как можно дольше, я подчеркиваю — как вид, мы должны прийти к оптимизации научно-технического прогресса. Важно, чтобы был во всем  баланс… Есть биологический закон экономии ( как закон всемирного тяготения и пр.),  суть которого сводится к тому, что   если популяция ( человечество) энергию расходует разумно, то она будет жить и дальше…»

Все это Сергей Павлович говорит азартно, но и с болью в голосе, искренне беспокоясь за будущее нашей страны, да и Земли в целом.

«…Но для этого нужно устранить все враждебные отношения между людьми ( войны, агрессии),  изменить и ныне существующие популяционные факторы между людьми,  такие как  границы, религии и т.п. и т.д…Я сторонник определенного тормоза научно-технического прогресса, как бы крамольно сейчас это не звучало, но на это не пойдет ни одно правительство… Я призываю  не к максимализации прогресса, а к его  оптимизации…»

Сын Саша вступает в разговор: «…Сергей Павлович – боец! Не изменяет своим принципам.  Отец про себя говорит, что у него сердце 19-и летнего юноши…(смеется)».Во время интервью Саша сушит грибы, часть их отваривается ( кипит несколько кастрюль). Грибов набирают очень много – по 100 шт белых, и более. СП набирает ( почти ежедневно) по 3 литра черники. Не каждый «юноша» соберет столько за один раз.  

Жизнь и работа… продолжаются

В этом году уже несколько раз связывался с Кирпичевыми. Сергей Павлович и Александр  готовятся к новому «полевому» сезону. Удачи им! А Сергея Павловича 11 марта буду поздравлять с 89-и летием! Летом подарю им наши новые краеведческие книги. 

Когда заканчивал статью вспомнил, что отец Сергея Павловича — художник Павел Яковлевич Кирпичев, в 1970-е годы был приглашен на 15 минут в кабинет к Брежневу Л.И.  А проговорил с Генеральным секретарем ЦК КПСС  два часа! Но.. об этом в апрельских номерах газеты.

«… Любовь к природе открывается через её познание. Она, в свою очередь, научит вас верности, настоящему счастью, умению приходить на помощь другим и радоваться мелочам. Поймите, есть вечные ценности, а есть временные, которых никогда не будет достаточно, как, например, денег. Ты богат ровно настолько, насколько сумел увидеть, почувствовать и пережить. Если мы не наполним себя радостью, материальный достаток это не компенсирует….». ( Из одного интервью с С.П. Кирпичевым)

Врач, краевед А.В. Серяков

Еще из категории

Комментарии

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

10 − 6 =

Популярное