Внутренний туризм в условиях пандемии получил неожиданный импульс: набирают популярность и новые, и хорошо забытые старые направления. Горнолыжный курорт Шерегеш в Кузбассе стал одним из участников нацпроекта по развитию отечественной индустрии гостеприимства. Корреспондент «Известий» Иван Петров выяснил на месте, чем собирается удивлять Южная Сибирь избалованного Красной Поляной и Куршевелем гостя из европейской части России.
Вверх по Томи
Путешествие в Горную Шорию — горнолыжную Мекку Сибири — начинается в столице региона. От аэропорта имени самого известного уроженца Кузбасса, космонавта Алексея Леонова, дорога до Кемерово занимает не больше получаса.
Как и многим молодым российским городам (а областному центру всего-то 103 года), Кемерово сложно похвастаться архитектурой. Тем не менее уникальные экземпляры «застывшей музыки» здесь присутствуют — это шедевры советского конструктивизма. Большинство находится на правом берегу Томи на Красной горке. Есть что посмотреть и на левой стороне великой реки. Например, комплекс зданий на Притомской набережной.
— В начале 30-х годов это был шедевр коммунального благоустройства — паровое отопление, горячая, холодная вода, все коммунальные удобства. Здесь проживали высокие партийные гости, проверяющие, приезжавшие в Кемерово в период первой и второй пятилеток. Это была демонстрация того, что строится город социалистического быта, — рассказывает историк и краевед Олег Ким.
Еще одно место, известное, пожалуй, каждому здесь — парк Ангелов. Этот сквер разбит на месте ТЦ «Зимняя вишня», где 25 марта 2018 года случился пожар, унесший жизни 37 детей и 23 взрослых. Автор проекта Джон Вайдман учел пожелания родственников погибших — им хотелось, чтобы в этом уголке раздавался детский смех и гуляли семьи. В парке есть необычная ротонда, водопад, качели, фонтан. В мемориальной части ансамбля — храм Иконы Божией Матери. На территории высажены 60 сосен — в память о каждом погибшем в пожаре.
Тонкий шахтерский юмор
Сложно представить себе более опасную работу, чем шахтер. «В каждой горящей лампочке находится капля крови шахтера» — этими словами бывшего губернатора области Амана Тулеева вдохновлялся скульптор Эрнст Неизвестный, создавая монумент, ставший визитной карточкой Кемерово. Мускулистый каменный исполин в каске, опираясь на отбойный молоток, с высокого постамента на вершине Красной горки устало смотрит на город и Томь. В левой руке он сжимает уголь, на выработку которого положил все силы. Вместо сердца — топка, подсвеченная красными светодиодами. По словам экскурсовода Татьяны Карнауховой, памятник не стали разворачивать лицом к аллее, чтобы люди подходили к шахтеру ближе.
— По задумке скульптора, это не столько монумент скорби, сколько шахтерский ангел. Сюда приезжают свадьбы. Открыт памятник был в День шахтера, а место для него выбрано неслучайно, — рассказывает Татьяна. —- Именно здесь и был найден тот самый уголь, вокруг которого потом и построили город.
Рядом открыт музей, подробно рассказывающий об истории шахтерской профессии. Там можно увидеть, к примеру, клетки для канареек — когда-то их брали с собой в забой. Птицы замолкали, как только содержание метана в воздухе увеличивалось. Это было сигналом к эвакуации. Шахтеры даже подкармливали крыс: считалось, что они остро чувствуют опасность. Впрочем, грызуны быстро вышли из доверия, когда начали подъедать шахтерские «тормозки», хлеб и сало, перевязанные бечевкой. Кстати, в музее можно и попробовать этот сухой паек на вкус.
А вот лампа «Бог в помощь» — простейший осветительный прибор с фитилем и емкостью с горючей жидкостью. Такое устройство с открытым пламенем оставляло мало шансов на спасение в случае появления метана. На смену ей пришла «Благодетельница», также известная как лампа Вольфа — этот прибор имел предохранительный стеклянный цилиндр, что практически исключало взрыв. Заправлять ее можно было только на поверхности. Все эти и многие другие экспонаты хранятся в «шахте» музея-заповедника «Красная горка».
Шахтерский антураж сохранен и в ресторане «Забой», вошедшем не так давно в «Гастрономическую карту России». Создатель заведения — сын шахтера, в оформлении интерьера использованы привычные горнякам декорации: столы-вагонетки, зал в виде штрека, клеть, в которой шахтера спускают под землю. Вход строго в каске! На стенах тематическая живопись, портреты шахтеров и плакаты.
— Наша визитная карточка — блюда из дичи и рыбы. В меню — лось, марал. Это местные, кузбасские продукты. Успехом пользуется салат из томленого мяса марала с папоротником. Если говорить о рыбе, она вылавливается в Енисее. Это стерлядь, хариус, омуль слабого посола, холодного копчения, — рассказал шеф-повар Владимир Брагин.
Цельнометаллическая оболочка
Еще одна точка брендового маршрута Кузбасса (из Кемерово в Шерегеш) — Новокузнецк. Этот мегаполис бурно развивается, не в последнюю очередь благодаря аэропорту Спиченково. И если Кемерово — город шахтеров, то Новокузнецк — столица сталеваров.
Часть сохранившихся объектов старого Кузнецкого металлургического комбината им. В.И. Ленина — уникальные памятники промышленной архитектуры. Одно из таких сооружений — вырытый вручную тоннель под площадкой комбината длиной 540 м. В середине тоннеля есть памятная доска прорабу Александру Заеву. Он руководил работами и умер от воспаления легких в 1933 году.
— Прораб Заев просил похоронить его здесь, чтобы он и после смерти «слышал дыхание стройки», — рассказывает легенду экскурсовод Ксения Васильева.
Металлургия здесь увековечена в бронзе, граните, названиях улиц. Нельзя забыть и о знаменитой хоккейной команде «Металлург». Она, как и город, носит ласковое народное прозвище «Кузня».
Даже у входа в парк имени Гагарина стоит статуя сталевара. Говорят, у каждого новокузнечанина должна быть фотография в его ковше. Но не только индустрией славится здешняя земля.
Любители истории получат удовольствие, посетив Кузнецкую крепость, основанную в конце XVIII века. Почитатели творчества Федора Достоевского не пройдут мимо литературно-мемориального музея писателя. Здесь когда-то жила первая жена автора «Идиота» — Мария Исаева, здесь же в Одигитриевской церкви (не сохранилась) они и венчались. Впрочем, Достоевский провел в этих местах в общей сложности чуть больше 20 дней. Сотрудники музея подготовили незабываемую театрализованную экскурсию, на которую следует записываться заранее.
В Шерегеш за пухляком
От Новокузнецка до спортивно-туристического комплекса «Шерегеш» около 160 км или 2,5 часа пути на автобусе или машине. За последний сезон этот уголок, внесенный в перечень 200 мировых естественных природных комплексов ЮНЕСКО, посетило свыше 2 млн человек. С ноября по конец апреля Шория ждет любителей горных лыж и сноуборда. Во время летней паузы тут популярны катамараны, байдарки, прогулки в тайге на квадроциклах.
— Первые трассы (скоростной спуск и слалом) здесь были построены в 1981 году для проведения Спартакиады малых народов РСФСР. На свои первые старты спортсмены тогда поднимались пешком, — рассказывает Олеся Колесникова, замдиректора туркомпании «Шория».
Сегодня работают 18 канатных дорог, общая протяженность трасс — 45 км, расстояние каждой колеблется от 2 до 4,5 км. Перепад высот — 650 м. Шерегеш славится продолжительными в плане сезона трассами на естественном снегу.
Такой снег, по словам специалистов, есть лишь на нескольких курортах в мире. Это знаменитый пухляк, свежевыпавший нетронутый снег в виде хлопьев. Туристы стараются проснуться пораньше, чтобы первыми прокатиться по нему.
Жаждут пухляка и любители фрирайда — мастера экстремального катания на лыжах и сноубордах давно облюбовали Шерегеш.
Промежуточным событием, подводящим черту в сезоне, считается фестиваль Grelka Fest (третьи выходные апреля). Минувшее закрытие сезона оказалось довольно горячим — в традиционном спуске в купальниках и плавках, организованном в рамках фестиваля Grelka Fest, приняло участие 1772 человека, что на 11 больше допандемического рекорда 2019 года. По факту же катаются лыжники и сноубордисты до середины мая.
У местных предпринимателей большие надежды на развитие горнолыжного курорта, уже запланировано строительство новых отелей в секторе Е. Помимо этого, из бюджета до 2024 года в горнолыжный курорт будет инвестировано больше 3 млрд рублей.
Горы, тайга и свой этномир
Особый колорит региону придает древняя богатая культура коренных народов Горной Шории — шорцев и телеутов. Численность этих этнических групп крайне мала. Всего около 12 тыс. шорцев и две с небольшим тысячи телеутов проживают сегодня в Кузбассе. Особой популярностью пользуются экскурсии с мастер-классами шорцев по обучению игры на варгане, лепке пелбен (местная разновидность пельменей). Много для развития культурной составляющей на своей малой родине делает Любовь Арбачакова, фольклорист, художница и член Союза писателей России. Одна из ее последних работ — иллюстрации для детской Библии на шорском языке.
— Библия адаптирована для маленьких шорцев: главные действующие лица внешне похожи на шорцев, как и места событий — горы, тайга, — рассказала «Известиям» художница.
Во второй половине мая стартует фестиваль шорской культуры «Шор Черим», в рамках которого рассказывается об обычаях коренного населения, проводятся костюмированные представления.
Не стоит игнорировать и местные кулинарные традиции. Основа рациона шорца — толкан (толган). Это обжаренные зерна ячменя крупного помола. Можно есть как самостоятельное блюдо или готовить из него каши, напитки и десерты. Национальные пельмени, уху из хариуса можно попробовать в ресторане «Шория» в Шерегеше. А в ресторане при отеле «Грюнхоф» гостей побалуют салатом «Таежный» из орляка.
Что привезти из Кузбасса
Помимо воспоминаний и живописных фотографий из Кузбасса можно привезти сувениры из угля — фигурки, украшения, гравюры и даже картины. Для людей с чувством юмора подойдет в качестве презента черное мыло «Горняк». Мало кто сможет удержаться перед мармеладом с кедровыми орехами, местным медом, травяными чаями, вареньем из лесной клубники или жимолости. Но королева южносибирских десертов — обычная сосновая шишка. Из нее делают варенье, засахаривают — продукцию сметают в сезон с полок молниеносно, это нужно иметь в виду. Также стоит обратить внимание на шоколад и конфеты местных фабрик — в состав плиток входят кедровый жмых, лен, голубика, мята и, разумеется, кедровый орех.