Русская Венеция и родина отцов Голливуда. Россияне потянулись в Ярославскую область. Чем она способна удивить?

Еще похожее

Многие туристы считают, что за большими впечатлениями непременно нужно отправляться в большое путешествие куда-то очень далеко. Однако удивительные места есть и в центральной России, буквально в двух часах пути от Москвы. Например, в Ярославской области, где можно обнаружить и русскую Венецию, и родину создателей Голливуда, и улицы из культовых фильмов Гайдая. Корреспондентка «Ленты.ру» провела выходные на Ярославщине и рассказала, как уместить в короткое путешествие максимум впечатлений.

«А конь и в самом деле был в пальто!»

В Переславль-Залесский, первый город в классическом маршруте по Ярославщине, туристы из Москвы заглядывают часто. Город расположен сравнительно недалеко — примерно в 150 километрах от столицы — и тамошние основные достопримечательности многим хорошо известны. «Архитектурные шедевры русского церковного зодчества», как выражаются местные экскурсоводы, действительно заслуживают внимания и интереса, однако ошибочно думать, что в Переславле больше нечего посмотреть.

Чего стоит хотя бы Рыбная слобода в устье реки Трубеж — там, где она впадает в Плещеево озеро. Как и много лет назад, здесь живут рыбаки, плавают на ярко раскрашенных лодках по Трубежу и озеру, а художники (а теперь и фотографы) ездят рисовать и снимать их. Слободу даже прозвали русской Венецией.

Храм Преображения Господня и Похвалы Пресвятой Богородицы в Угличе.
Фото: Вероника Гудкова

В последние годы город активно развивает свои туристические возможности, причем и в частном порядке. Например, недалеко от самого древнего памятника города, Спасо-Преображенского собора, пару лет назад открылся частный музей крестьянского дизайна. С очень смешным названием «Конь в пальто».

Супруги-сооснователи музея Ольга Ягова и Глеб Городянкин выбрали это название, поскольку расположился музей на Конной улице. Ольга рассказывает туристам расхожую байку: «А конь и в самом деле был в пальто! Извозчик накинул на лошадь свой кафтан вместо попоны, чтобы не застудить, а тут и клиент — и страшно торопится. Так и поскакали, не снимая кафтана!» Под музей отведен новый дом, стилизованный под каменные палаты XVII столетия. Ольга и Глеб собрали старинные предметы крестьянского быта (прялки, сундуки, одежду) и разработали оригинальную презентацию — вполне современного уровня.

Кстати, если в Переславле захочется задержаться подольше, можно остановиться в этом самом «Коне в пальто» (в музейном особняке есть гостевые комнаты) или в глэмпинге «Александров стан» (назван в память Александра Невского, родившегося в Переславле) прямо на берегу Плещеева озера: виды на водоем на рассвете невероятные.

2500 — 3500рублей
стоит номер на двоих в хорошем отеле в Переславле-Залесском

Вообще агро- и экотуризм — одно из быстрорастущих и популярных направлений на Ярославщине. Одно из доказательств тому — экопарк «Легенды леса» вблизи Углича, владельцы которого устроили внутри целое хозяйство. Кроме кроликов и коз там живут лошади (на них можно покататься), овцы, мини-пиги, куры, индейки и даже павлин. А еще есть пасека — и не простая, а с круглогодичным видеонаблюдением. Желающие берут в аренду улей, наблюдают за работой «своих» пчел и получают на дом мед.

Экскурсия по пасеке весьма занятная: ульи разрисованы в честь владельцев или тех людей, которым кто-то решил сделать «медовый подарок». Например, на одном из пчелиных жилищ нарисован космический корабль, на другом — здание Финансового университета, а на третьем — футбольная звезда Месси.

«Была Грабиловка — стала Революционная»

Активисты развития частного туризма на Ярославщине живут и в старинном, известном с XV века селе Заозерье. Оно знакомо любителям классической русской литературы как Заболотье из «Пошехонской старины» Салтыкова-Щедрина. Когда-то село принадлежало родителям писателя, он провел в нем детство. С колокольни главного храма села — Казанской Божией матери, возведенного некогда иждивением заозерских купцов, местная жительница указывает дома и улицы и рассказывает об их истории: «В прежние времена во-о-он та улица называлась Грабиловка, а после 1917 года она стала Революционная…»

«Дом со щуками» в Заозерье, принадлежавший купчихе Устинье Росковой
Фото: Вероника Гудкова

Как раз на Революционной стоит «Дом со щуками» — самое известное на сегодняшний день здание Заозерья и окрестностей. Этот особнячок с мезонином и верандой, резными наличниками и балкончиками, построенный еще в 1860-е, принадлежал купчихе-бараночнице Устинье Росковой. После революции особняк национализировали, в нем была колхозная контора, а щуки — фигурные отливы водостоков — появились позже, в 1970-е, стараниями местного умельца Бородулина. Сейчас дом выкупила Алена Петухова, уроженка Заозерья: «Жалко было смотреть, как дом разрушается». Особняк будут восстанавливать — помощь обещал, говорят, даже режиссер Никита Михалков.

Большие перемены ожидают и районный центр, к которому по административной принадлежности относится Заозерье, — древний город Углич. Город очень красивый и, что называется, туристический: он еще в советские времена был обязательным пунктом остановки круизных теплоходов.

Церковь Димитрия на Крови на месте невинно убиенного царевича Дмитрия и музей в княжеских палатах знакомы многим. Некоторые даже узнают в лицо местного «боярина» — актера-экскурсовода в парчовом опашне и меховой шапке, который пугает маленьких детей суровыми вопросами и сложными загадками: «А вот скажи мне, отрок, что это будет: в липовом корытце мясо шевелится?»

Сейчас в Угличском музее открыта отдельная экспозиция исторических изразцов (как выяснилось, вариантов этой плитки в старину было великое множество), а желающие могут побывать с экскурсией на одной из первых в России ГЭС — плотина и технические здания в стиле сталинского ампира запущены в эксплуатацию в 1940 году

В городе реализуется проект «Угличский пассаж»: обещают открыть две современные гостиницы, значительно увеличить протяженность пешеходных и велодорожек и рекреационных пространств — парков и детских площадок.

«Мыша некоторые сильно пугаются»

В городе Мышкин, еще одной популярной стоянке туристических теплоходов и направлении поездок выходного дня, тоже прошла реконструкция — в частности, обновили очень красивую набережную, которая в начале лета вся золотая от одуванчиков. Как говорят местные, в их маленьком городке всего по одному — одна центральная улица, одна больница, одна машина скорой помощи, одна маршрутка, один общественный туалет. Много только музеев и, конечно, мышей.

Мыши всюду: и в сувенирных лавках в виде магнитов, и в кузнице на мастер-классе кузнеца в виде кованых фигурок, и на улицах в виде городской скульптуры, и, конечно, во Дворце мыши.

Старые платья и пожелтевшие семейные фото — часть экспозиции «Старухи о Любви» в Музее Судьбы русской деревни в Учме.
Фото: Вероника Гудкова

Перед одной из экскурсий — на мельницу, построенную богатейшим мышкинским купцом, торговцем зерном Тимофеем Чистовым — туристов даже спрашивают, не боится ли кто-то мышей. Вопрос шутливый и адресован в основном юным гостям города, потому что мыши на мельнице не живые, а игрушечные, — большие куклы в рост человека. Однако под конец экскурсии одна из них вдруг… оживает под восторженный визг маленьких путешественников. «Мыша некоторые сильно пугаются, — говорит гид. — Но большинству все же нравится».

Кроме торговли зерном, мышкинцы славились и своими лоцманами: до сооружения в советские времена плотин, Волга была куда более мелкой и порожистой, что очень затрудняло судоходство. Сейчас все проще — кроме туристических теплоходов, по реке ходят и большие паромы, на одном из которых из Мышкина можно перебраться на другой берег Волги, чтобы отправиться в еще одно старинное село — Учму.

В Учме супружеская пара активистов-краеведов — Василий Смирнов и его жена Елена — превратили обычную крестьянскую усадьбу со старинными амбарами в Музей Судьбы русской деревни. Одна часть музея посвящена судьбе местночтимого святого — Кассиана Грека, в миру византийского князя Константина Мангупского. Святой Кассиан основал Успенский Учемский монастырь, который после революции закрыли и устроили в нем лагерь для заключенных Волголаг.

Узники Волголага строили Угличскую ГЭС. После войны лагерь закрыли, храмы разрушили. Когда в начале 1950-х местные жители решили разобрать последнюю постройку монастыря — колокольню — на кирпичи, она рухнула и погребла под собой двух своих разрушителей

Жизни и судьбам местных посвящены два других зала-амбара учемского музея. Особенно интересна — с социально-антропологической точки зрения — экспозиция о судьбах советских колхозниц «Старухи о Любви». Их истории собраны профессиональными фольклористами и «проиллюстрированы» личными вещами информанток: старыми платьями, пожелтевшими семейными фотографиями, занавесками из марли, накладными косами, флакончиками из-под одеколона…

Слушать в наушниках истории учемских старух, которые они рассказывали сами под запись, одновременно увлекательно и больно: в них много труда, обид и потерь, но мало радостей. Однако красота места, где эти пожилые женщины провели всю свою жизнь, многое искупает.

«Здесь сам Гиляровский грузчиком работал»

Из Учмы, которая административно относится к Мышкинскому району, час с небольшим на машине до Рыбинска — центра соседнего района, города более крупного и в промышленном смысле развитого: второй по величине город на Ярославщине после самого Ярославля. В конце XIX века это был, как теперь говорят, транспортный хаб, перегрузочный центр Мариинской водной системы. В Рыбинске грузы (в основном зерно) перегружали с одних судов на другие, а сами суда проводили по мелкой воде. Так как этот труд не был механизирован и баржи тащили буквально вручную, город получил звание столицы бурлаков.

Макет затопленного при строительстве ГЭС городка Молога.
Фото: Вероника Гудкова

«Одна из улиц города называется Стоялой, потому что тут была «бурлацкая биржа»: бурлаки и грузчики стояли и ждали, что их наймут. Здесь сам ваш московский Гиляровский грузчиком работал», — рассказывает рыбинский гид, актер и режиссер местного театра Владимир Калюкин.

Гид «в антураже», в жилете и шляпе с высокой тульей — почти цилиндре. Он слегка переигрывает, эмоционально рассказывая о приключениях «дяди Гиляя» и богатейших рыбинских купцов, которые в одну ночь проигрывали и пропивали состояния. Но его избыточные эпитеты действительно позволяют представить себе богатых купчин с характерами героев пьес Островского.

Не забывает Владимир упомянуть и скромного рыбинского приказчика Шенкера. Его сыновья Иосиф и Николай эмигрировали в Америку, сменили имена на Джозефа и Николаса и стали всемирно известными продюсерами по фамилии Шенк — сооснователями студий 20th Century Fox и Metro-Goldwyn-Mayer

Рыбинские предприниматели и городские власти вымостили улицы, выстроили множество высоких для своего времени каменных зданий, в частности, здание Хлебной биржи в неорусском стиле (в советское время там была больница, теперь — художественный музей). В городе было много магазинов, питейных и увеселительных заведений. Колорит места сохранялся еще в 1960-1970-е годы, недаром в Рыбинске снимали исторические фильмы — например, уличные сцены из «12 стульев» Леонида Гайдая.

В 1930-е, следуя плану ГОЭЛРО, в окрестностях Рыбинска построили ГЭС, и к северо-западу от города разлилось Рыбинское водохранилище — на тот момент крупнейший в мире искусственный водоем. Он изменил не только судоходство по Волге и местный климат, но и жизни людей: несколько деревень и сел просто ушли под воду. Какие-то дома владельцы разобрали и перевезли на новые места, какие-то покинули. Каменные постройки, прежде всего церкви и колокольни, взорвали, чтобы они не создавали искусственных препятствий для прохода судов.

Об этой печальной истории прогресса и перемен рассказывает выставка-макет города Мологи, крупнейшего из затопленных чуть менее ста лет назад населенных пунктов. Вдохновитель экспозиции Алексей Алексашин делится, что к созданию огромного макета привлекли нескольких местных художников, но работы было так много, что пришлось обратиться за помощью к волонтерам. Идея была в том, чтобы воспроизвести затонувший город в миниатюре с максимальной точностью — вплоть до цвета стен домов. Использовали и карты, и старые фотографии, и воспоминания стариков — старожилов Мологи.

Старинное здание Хлебного гостиного двора в Рыбинске.
Фото: Вероника Гудкова

В Рыбинске вообще ценят старину. Реставрируют старинные здания, создали музей своего великого земляка, причисленного к лику святых флотоводца Ушакова (музей нравится детям — там устраивают для них интерактивные экскурсии). Но главное, пожалуй, достижение рыбинцев — как жителей города, так и представителей коммерческих компаний — это создание уникального музея Живой старинной вывески. Именно живой, поскольку вывески не пылятся в музее, а работают по назначению.

Идея заменить все обычные скучные рыбинские вывески на аналоги в стиле рубежа XIX-XX веков пришла музыканту и продюсеру Мите Кузнецову. Он предложил проект властям города, они оценили его туристический потенциал — и не прогадали. Посмотреть на вывески, нарисованные с соблюдением правил старинной орфографии и начертания шрифтов, в соответствии с рекламно-маркетинговыми концепциями более чем вековой давности, приезжают тысячи туристов.

«Ленина водрузили на канализационную трубу»

Последняя туристическая остановка на пути в Ярославль — город Тутаев. Странное название, в котором чудится что-то восточное, объясняется просто: имя города сменили после революции, так же, как Сергиев Посад заменили на Загорск. Изначально городов было два: на одном берегу Волги — Романов, на другом — Борисоглебск.

При Александре I их объединили в Романов-Борисоглебск. Разумеется, после 1917 года это двойное название, первая часть которого отсылала к царской фамилии, а вторая — к православным святым Борису и Глебу, новую власть устроить не могло

Город поспешно переименовали в честь красноармейца Ильи Тутаева, погибшего в этих местах в Гражданскую войну. История его гибели темна и непонятна — судя по всему, Тутаев погиб в случайной перестрелке, не совершив ничего героического, но власти очень нужен был герой именно для переименования города. Сразу же в Тутаеве появились и революционные памятники. Одним из первых — Марксу, а позже — Ленину.

Статуя Владимира Ильича, выкрашенная серебрянкой, сиротливо мала для постамента. «Не нашли материалов, чтобы возвести постамент, и Ленина водрузили на кусок канализационной трубы», — рассказывает местный гид. Судя по несоответствию размеров фигуры и диаметра цилиндрического основания, байка вполне может быть правдой.

Миниатюрная статуя Ленина в Тутаеве венчает несообразно большой постамент.
Фото: Вероника Гудкова

Город до сих пор называется Тутаев, но местная туристическая история активно обыгрывает старые имена. На «романовской» стороне полно сувениров в виде баранки: в старое время это был местный специалитет. Об истории старого Романова-Борисоглебска рассказывают в Доме на Новинской — бывшем здании банка, а теперь музее. Местные жители особенно гордятся тем, что столы, конторки и другая обстановка, закупленная банком до революции у американской фирмы, оказалась настолько крепкой, что дожила до наших дней несмотря на интенсивную эксплуатацию в советские времена.

В Романове-Борисоглебске всегда работало много художников. Самый известный из них — Кустодиев, запечатлевший город на нескольких полотнах (самое известное — «Прогулка на Волге» 1909 года). Ценители религиозной живописи, бывая в Тутаеве, стремятся непременно осмотреть фрески выдающегося костромского иконописца XVII века Гурия Никитина в Крестовоздвиженском соборе на «романовском» берегу Волги.

Эти росписи — самые ранние из достоверно атрибутированных работ Никитина, который больше известен своими росписями Архангельского собора в Московском Кремле и совершенно невероятными фресками храма Ильи Пророка в Ярославле.

Вид на Тутаев с «романовской стороны»: Казанско-Преображенская церковь.Фото: Вероника Гудкова

Художественная история Романова-Борисоглебска продолжается в наши дни в самых неожиданных формах. Так, Ольга Мотовилова-Комова, переехавшая в Тутаев из Переславля около 20 лет назад, активно и ярко расписывает… собственный забор. Художница работает в лубочном наивистском стиле, обыгрывая пословицы, поговорки и городские легенды. На ее «полотне» много овец: дело в том, что наряду с баранками Романов-Борисоглебск славился производством овчины.

Чтобы завершить осмотр города, нужно перебраться на другой берег Волги. Мост далеко, поэтому за небольшие деньги туристов перевозят через реку на моторных лодках — так быстро, что дух захватывает. На «борисоглебской» стороне в Воскресенском соборе обретается одна из самых популярных у российских паломников святыня — гигантский (высотой три метра) образ Спаса Всемилостивого. Под иконой верующие «пронимаются», то есть в знак смирения проползают на коленях по специальному проходу.

«Флоренция русского севера»

Путешествие по Ярославщине логично завершается в столице области — самом Ярославле, который из-за богатого культурного наследия даже прозвали Флоренцией русского севера. Его самые популярные исторические достопримечательности во главе с храмом Ильи Пророка и узорчатым, затейливым краснокирпичным храмом Иоанна Предтечи с 1000-рублевой купюры многим хорошо знакомы. Но всегда можно обнаружить что-то новое и интересное.

Колокольня церкви Андрея Критского на «Красном Перекопе»: в советское время в храме располагался спортзал. Фото: Вероника Гудкова

В Советском переулке, недалеко от набережной, не так давно открылся, но уже полюбился туристам, особенно юным, шоу-макет «Золотое кольцо». В отличие от мемориального макета Мологи в Рыбинске, эта затея — веселая и развлекательная. На гигантской диораме разместились узнаваемые участки 13 городов Золотого кольца — собственно Ярославль, Сергиев Посад, Рыбинск, Кострома, Ростов Великий, Суздаль, Владимир и другие.

По дорогам бегут крошечные машинки, по рельсам — поезда, в церквях звонят колокола, на реке горит теплоход, и его тут же быстро тушат. Время от времени на диораме наступает ночь, потом — снова утро. В одном углу, где Кострома, — зима (там тоже горит, но дом, а не теплоход, и его тоже успешно тушат), в другом — лето.

Не менее увлекательным, особенно для театралов, становится путешествие за кулисы ярославского академического театра драмы имени Федора Волкова — основоположника русского театрального искусства. В здании театра все напоминает об этом замечательном артисте и режиссере — от его портрета в фойе до барельефов по мотивам празднеств, которые он ставил для императрицы Елизаветы Петровны.

Храм Воскресения в Тутаеве, где верующие могут поклониться иконе Спаса Всемилостивого и даже проползти под ней на коленях.
Фото: Вероника Гудкова

Во время экскурсии по закулисью можно увидеть мастерские, где шьют и отделывают театральные костюмы, музей с макетами прежних постановок и личными вещами артистов, понаблюдать за репетициями и монтажом декораций.

Например, к спектаклю «Циолковский» сценариста и режиссера Бориса Павловича, дважды лауреата «Золотой Маски», на сцену вытаскивают гигантскую, едва ли не в натуральную величину стеклянную кремлевскую звезду. Завершающий пункт путешествия — осмотр поворотного механизма под сценой, темного и таинственного, как еще одна декорация.

Театр напоминает и экскурсия по фабрике «Красный Перекоп», основанной в конце XVIII века как мануфактура купца Затрапезнова, в советское время — одно из крупнейших текстильных предприятий СССР и мира. На этом комбинате начинала свою карьеру первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова. В те годы на фабрике, где работали тысячи людей, в общежитиях для рабочих (бывших фабричных казармах), парке и заводском клубе бурлила жизнь. Сейчас общежития заброшены, немалая часть цехов комбината опустела, и об ударном труде и активном отдыхе «фабричных» остались одни воспоминания.

Воспоминания работников фабрики записала культуролог Юлия Кривцова. По мотивам этих историй она и ее коллеги создали аудиоэкскурсию с осмотром района бывших казарм и мистически-впечатляющий полуторачасовой аудиоспектакль-квест «Радио Фабрика» с экскурсией по пустым в выходные дни цехам комбината. Экскурсовода нет, сопровождающий группу гид не произносит ни единого слова, жестами указывая дорогу, а с экскурсантами говорит голос в наушниках

Когда снимаешь наушники в конце экскурсии, приходит очень четкое понимание, что человек, каким бы сложным и трудным ни был его путь — путь флотоводца или святого подвижника, иконописца или зодчего, кузнеца или ткачихи, актера или крестьянки — вполне способен сам строить свою жизнь. И не только жизнь, но и дома, церкви, фабрики, корабли и памятники. Как ни напыщенно звучит, но именно эта убежденность в созидательной силе соотечественников остается главным впечатлением от путешествия по Ярославщине.

ИсточникЛента.ру

Еще из категории

Комментарии

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!

Популярное