«Доска, треска и тоска — так отзываются о нашем городе. Неправда!» — возмущаются в Архангельске. Здесь действительно делают корабли и добывают рыбу, но скучать в арктическом краю — ярком и необычном — не приходится. О том, как «шили» морские суда, почему на исторической улице поставили памятник налиму, зачем охотникам за водорослями коса, — в репортаже РИА Новости.
Как оседлать налима
Вдоль пешеходного проспекта Чумбарова-Лучинского, или Заповедной улицы, как корабли в порту, выстроились разноцветные дома конца XIX — начала ХХ века, оригинальные и восстановленные, деревянные и каменные. Светло-зеленый — купца Ильи Недошивина, цвета морской волны — лесопромышленника Андрея Чудинова, красно-кирпичный — врача Петра Дмитриевского.




Это исторический центр, и популярные отели находятся как раз рядом. В «Двине» номер стоит около трех тысяч рублей в сутки, «Флагмане» и «Адмирале» — 2600. Novotel обойдется в пять тысяч.

Вдалеке видна 24-этажная высотка, возведенная к 400-летию города. Ее называют «свечкой», «карандашом» или «шприцом» за острый шпиль.

Среди особнячков неожиданно возникает бронзовая скульптура художника Сергея Сюхина: мужик в ушанке верхом на гигантской рыбине. «Малина на налиме» — гласит надпись. Сеню Малину придумал архангельский сказочник начала ХХ века Степан Писахов: вел от имени этого персонажа повествование. В одной из небылиц герой упал в прорубь и спасся, оседлав налима. А в другой «сушил» на зиму северное сияние.

Морвокзал и ледоколы
Архангельск сияет: чистейший снег — ослепительно белый, а солнце, выплывающее из-за ледяных облаков, подсвечивает символы города.
«На 500-рублевой купюре изображен наш Морской и речной вокзал, построенный в 1972-м. Сейчас здесь выставочный центр», — говорит экскурсовод Наталья Филиппова, указывая на здание, напоминающее белый двухпалубник.

На набережной Северной Двины несколько таких символов. Еще один — каменная скульптура в виде носа иностранного судна, установленная к 400-летию города. С тех пор как в 1584 году Иван Грозный велел основать здесь поселение, названное в честь Михайло-Архангельского монастыря, сюда приходили купеческие корабли со всего света. Это был тогда единственный торговый порт в России.



Также символ Архангельска — ледоколы, которые в мороз обеспечивают навигацию по Северной Двине к Белому морю. «Посмотрите на «Диксон». Этот гигант развивает скорость до 17 морских узлов, а обычные корабли не достигают и 11. К тому же у него округлая, выпуклая форма поморского карбаса», — отмечает экскурсовод.

Корабли и не только
Настоящий карбас есть в Морском музее. Здесь шумят волны, а экспонаты расположены «по кривой», из-за чего создается ощущение, что ты плывешь.

«Поморы делали лодки-долбленки из цельного куска дерева, вырубая топором внутренность. А карбасы шили: брали хвойную ветку, окоряли ее, скручивали в жгут, забивали в отверстия на досках и так скрепляли. Затем смолили. Получалось бочкообразное судно», — объясняет директор музея Евгений Тенетов.

В других витринах — русские корабли, сделанные по голландским лекалам. Когда Петр I впервые приехал в Архангельск, его поразили не поморские умельцы, а западноевропейские, и в 1693 году он запретил местную технологию. Вместе с ней ушли и словечки: обшивку раньше называли «набои», а парус — «ветрило».

Самый яркий аттракцион — интерактивная игра. На экране появляется вопрос типа «надо ли укреплять киль — горизонтальную балку?» и варианты ответа. Взмах правой ногой означает «да», левой — «нет».

Кстати, в Архангельске действует современная верфь, где мастер Евгений Шкаруба строит парусные шхуны по образцам XIX века из лиственницы и без гвоздей, используя лишь деревянные штыри. «Только такие и выдержат экспедиции на Северный и Южный полюсы», — считает он.


«Тетушка Ламинария» и «Дядюшка Фукус»
Еще один знаковый объект — Архангельский водорослевый комбинат. Ему уже 105 лет. Здесь показывают ламинарию и фукус.
Это главные представители арктической фауны, им даже посвящены глиняные пестрые каргопольские игрушки: «Тетушка Ламинария» и «Дядюшка Фукус». Чтобы добыть подводные растения, охотники выходят на карбасах в Белое море в районе Соловков и подрезают их шестиметровой косой.




«Состав водорослей на 90 процентов соответствует плазме крови человека. Поэтому они так полезны. Из них делают косметику и лекарства. Одно время даже водку выпускали с альгинатами и маннитом — веществами, содержащимися в ламинарии. От такой сорокаградусной не было похмелья!» — утверждает бюьти-эксперт Анна Светлова.

На комбинате можно купить шоколад с фукусом и ламинарией, мармелад из агара, водорослевые чипсы и маски для лица.
Вечное сияние
В мае 2023-го аэропорт Архангельска закрывается на полугодовую реконструкцию. Будет действовать запасной аэродром в Васьково, от которого до центра города всего 40 минут езды.

«При этом рейсов из Москвы и Санкт-Петербурга станет больше, к тому же РЖД запустят скоростной поезд из столицы. Мы планируем принимать не меньше гостей, чем обычно», — уверяет руководитель Центра развития туризма и культуры Архангельской области Екатерина Трофимова. Пока путешественников здесь немного: около 450 тысяч за 2022-й.

«Удивительно, что сердце Арктики, город со своим вкусом и стилем, представлен так тихо и скромно на внутренней туристической арене», — говорит Амалия Акопова, ведущая авторской программы о туризме «Дома хорошо!» на радио «Москва FM 92,0». По ее словам, направление идеально подходит для сити-брейка. «Это находка для охотников за северным сиянием и любителей джаза, колыбель российского кораблестроения!» — подчеркивает эксперт.



По мнению руководителя пресс-службы «Интуриста» Дарьи Домостроевой, у зимних путевок в Архангельск огромный потенциал. Она уверена, что в недалеком будущем регион станет таким же популярным, как Байкал, Мурманск или Карелия.

Город может поймать волну спроса хотя бы из-за северного сияния: сфотографировать ярко-зеленую аврору есть шанс прямо из окна отеля!