Взгляд на город глазами историка архитектуры. Даже если в Питере вы бывали сто раз, наверняка приедете снова. И привычно пойдете прогуляться по проспектам и площадям… Хотя – зачем привычно? Дмитрий Козлов, участник конкурса «Туристическая витрина Санкт-Петербурга», предложил пять идей, как сделать это по-новому. И получил за свой проект почетное второе место в номинации «Выбор турбизнеса».
Дмитрий Козлов – кандидат искусствоведения, историк искусства и архитектуры. Организует экскурсии по Санкт-Петербургу. А еще он по натуре просветитель. Наверное, только этим можно объяснить тот факт, что он составил и на свои средства издал пять иллюстрированных карт-путеводителей по Северной столице под общим названием «Какие планы?» Каждая карта посвящена определенному направлению в архитектуре, которое нагляднее всего представлено в том или ином районе города. «Петровское барокко в центре Санкт-Петербурга», «Русский классицизм на Невском проспекте», «Архитектура модерна на Петроградском острове», «Конструктивизм на Нарвской площади», «Модернизм на Васильевском острове».
В изданиях предложены удачные маршруты для знакомства со знаковыми памятниками архитектуры, дан исторический контекст их создания, фотокаталоги построек. И еще есть ссылка на аудиогид, при помощи которого каждый желающий, не обладая специальными познаниями, может организовать для себя экскурсию по Санкт-Петербургу.
«Сам я настроен меньше работать экскурсоводом. Хочу, чтобы люди открывали для себя город самостоятельно», – говорит Дмитрий Козлов.
При создании карт он ориентировался на максимально широкую аудиторию – от школьников до взрослых, избегал академичности, но стремился к тому, чтобы прогулки по Петербургу давали пищу для ума. Получилось интересно не только для гостей города, но и для местных жителей. Чей-то дом попал в карту – есть желание иметь это издание у себя. Кто-то хочет блеснуть эрудицией на свидании – покупает себе иллюстрированную «шпаргалку». При этом знакомство с петровским барокко может занять целый день, а для осмотра объектов конструктивизма достаточно полутора часов, но практически всегда за одной прогулкой следует другая. Потому что погружение в Санкт-Петербург затягивает, хочется открывать для себя город – слой за слоем.
Карты изданы небольшими тиражами, по 2000 экземпляров, наполовину уже распроданы. Представлены почти во всех питерских книжных. А вот с музеями пока контакт не налаживается: презентации там слушают с интересом, но отвечают, что продукция слишком… новаторская. Таких изданий нет на рынке, вот эта концепция «слоеного пирога», позволяющая обычным людям легко усваивать знания об архитектуре, представителей академической среды отпугивает.
У автора много идей для новых карт, уже не связанных с архитектурными стилями. «Потехи императора Павла в Гатчине», «Ленинград Бродского». Любую историю можно преподнести в этом формате, говорит Дмитрий Козлов.
Представители туристического бизнеса высоко оценили проект. «Нестандартное, забытое решение в интеграции с современным сервисом аудиоэкскурсий успешно конкурирует с цифровыми продуктами, – отметила, в частности, Ирина Семенова, директор Ассоциации промышленного туризма Северо-Запад. – Взгляд на город глазами искусствоведа в комплексе с исторической подачей».
P. S. Конкурс «Туристическая витрина Санкт-Петербурга» проводится «Службой БАНКО» второй год подряд при поддержке Комитета по развитию туризма Северной столицы и Городского туристско-информационного бюро.
В 2022 году 49 соискателей представили свои проекты – от нового прочтения классических маршрутов до неизвестных еще широкой публике объектов. Победителей определили эксперты жюри из числа представителей туротрасли, а также интернет-пользователи в ходе онлайн-голосования.