Александр Тепляков, директор по маркетингу и рекламе компании «Юристы для турбизнеса “Байбородин и партнеры”», отправился в запланированный отпуск в Грузию. Своим опытом пересечения границы он поделился с редакцией TourDom.ru.
Путешествие началось из Москвы. С учетом отсутствия прямого авиасообщения с Грузией было решено добраться из Шереметьево до Грозного, а уже оттуда доехать на такси до КПП «Верхний Ларс». Сообщения о пробках на границе его не остановили. Рейс из Москвы вылетел в 6 часов утра в субботу, а уже в 10 часов начались попытки вызвать такси из Грозного до пункта пропуска: «Uber и Яндекс отказываются везти. Не принимают заказ либо назначают другую стоимость. Удалось договориться с прекрасным дедулей-водителем, который отвез меня до начала пробки, растянувшейся почти на 20 км».
По дороге из аэропорта к российско-грузинской границе путешественников остановили на КПП между Чечней и Северной Осетией. Сотрудники погранслужбы, по словам Александра, сообщили, что граница закрыта, пробка на 25 км и вообще пройти якобы не получится, предлагая развернуться в обратную сторону. «ДПС на каждом шагу по всей этой дороге. Останавливают, уговаривают не ехать. Рассказывают, что там все закрыто и не работает», – поделился Тепляков.
От конца пробки до КПП «Верхний Ларс» Александру пришлось пройти 19 км. Это заняло у него около 5 часов. И таких путешественников, которые решили добраться до пункта пропуска на своих двоих, очень много. Что касается автомобилистов, то некоторые стоят в очереди по трое суток.
«Верхний Ларс» нельзя пройти пешком – только для транспортных средств. Поэтому часть «туристов», которые самостоятельно доходят до границы, ищет уже на месте свободные авто и доплачивает за так называемый трансфер. Есть еще вариант – предприимчивые местные жители перед пробкой продают велосипеды по 20 тыс. руб. Правда, как отмечает Александр, на этом транспортном средстве с чемоданами ехать не очень удобно и выглядит такой путешественник забавно. Также были те, кто передвигался на самокатах или моноколесах, но на границе их не пропускают, так как ни в первом, ни во втором случае транспортным средством это не считается. Отметим, что грузинский пункт пропуска предназначен и для транспорта, и для пешеходов.
Дойти до «Верхнего Ларса» – не значит сразу попасть к пограничникам. «Мы потратили 3 часа на поиск того, как пройти эту границу, так как на пункт пропуска можно попасть только на транспорте. Предлагают маршрутки, которые ходят туда-сюда. Пройти российскую границу до нейтральной стороны стоит 15 тыс. То есть проехать 200 м. Дальше нужно идти пешком и через туннель тоже. Каждый рейс согласовывается. Но стоимость подняли до 25 тыс. Мы отказались. ДПСник в первую очередь пропускает всех, кто довозит пеших пассажиров». Вероятно, это является одной из причин такой длинной очереди. Ближе к ночи стоимость такого перехода поднялась до 35 тыс. руб. с человека. Нашему собеседнику удалось договориться, чтобы подсесть в автобус Армавир – Тбилиси за 3 тыс. руб.».
Что касается контроля на пограничном пункте, то там все было быстро и просто: «Ни одного вопроса мне не задали ни на одном КПП. Автобус нас довез до грузинской границы. Там тоже большая живая очередь. 5 часов мы в ней стояли. Люди дерутся и ругаются».
После прохождения границы Александр с попутчиками добирался до Тбилиси с замечательным, по его словам, водителем за 2500 руб. «Ходят слухи, что закроют сегодня-завтра. На данный момент все работает», – закончил на этом свой рассказ Тепляков.
По дороге к «Верхнему Ларсу» есть только один магазин: «В ассортименте в основном сладости, вода и моющие средства».
Многие россияне после прохождения российской границы оставляют купленные за 20 тыс. велосипеды, а «предприниматели» собирают их и вновь перепродают.
Автор: Анастасия Яновская