Осенью 1895 года художник Исаак Левитан начал работу над картиной «Золотая осень», когда жил в усадьбе Горка, на Удомельской земле Тверской губернии. На картине изображена река Съежа. А ровно через 125 лет ( осенью 2020 года) мне показали огромный жёрнов, который был найден несколько лет назад на правом берегу реки, у еще жилой деревни. Один из местных жителей бережно хранит его у своего дома. В 19 веке на реках нашего края было большое количество плотин, на которых стояли мельницы, крупорушки, маслобойки. Часть из них работали и в послевоенное время, до 1950-х годов. Сейчас от плотин остались лишь остатки столбов, груды камней по берегам, да местные названия в памяти старожилов. Столетиями хлеб выпекали из муки, размолотой жерновами, вращали которые колеса мельниц, под действием падающей на них воды. А тот жёрнов интересен тем, что изготовлен был в Германии, еще до революции. Об этом ниже.
Немного истории
Первые мельницы появились еще при римлянах. А на Руси использовать энергию падающей на колесо воды научились в 9 веке. Водяные мельницы всегда были окружены ореолом таинственности, овеяны поэтическими легендами, сказаниями и суевериями. Конструкция и устройство таких мельниц за многие века особенно не изменилась. Из бревен рубили амбар. В половине амбара, на высоте плеча, настилали массивный потолок. На нем помещали жернова: нижний — лежак и верхний — бегун, огороженные кожухом. Жернова делали из особенной каменной породы — вязкого, твердого и неспособного полироваться песчаника, т.н. жернового камня, который встречается редко, поэтому хорошие жернова стоили дорого.
Жернова — это парные каменные круги значительной толщины, имеющие в середине сквозное отверстие ( глазок, очко), а на мелющей поверхности т. н. насечку. Нижний жернов лежит неподвижно, а верхний — подвижный, и именно он производит непосредственное перемалывание. Зерно засыпается в глазок бегуна в промежуток между жерновами, где и происходит размол. Готовая мука поступала в специальный ящик, называемый «сусеком». Помните сказку про колобка? «Бабка по амбару помела, по сусекам поскребла…» В детстве многие недоумевали, что за сусеки такие, в которых можно муки намести на целый колобок?
Поверхность жёрнова разделена глубокими желобами — бороздами, на отдельные плоские участки — мелющие поверхности. От борозд, расширяясь, отходят более мелкие желобки — оперение. Под напором течения колесо вращалось и само черпало воду. Для создания нужного напора стали запруживать реку, искусственно поднимать уровень воды и направлять струю по желобу на лопатки колеса. Строили мельницы без какой-либо «технической документация», она находилась у мастеров в памяти. Запруда делалась подручными средствами, из пластин дерна слоями выкладывали плотину, укрепляя жердями и кольями. Весной, во время половодья, плотину могло прорвать, и тогда делали подъемный щит-затвор, для сброса излишков воды. Такую конструкцию можно увидеть на картине «Плотина» (1909) художника Жуковского Станислава Юлиановича ( 1873-1944), которую он написал у нашей д. Всесвятское ( недалеко от д. Займище).
Производительность мельницы зависела от размера камня и скорости его вращения. Жернова брали диаметром от 50 до 120 сантиметров. На маловодных речках небольшие жернова вращались в пределах 60 оборотов в минуту. Более полноводная река могла крутить жернова больших размеров, вращая их до 150 оборотов в минуту. В зависимости от этого размалывали от одного пуда (16 кг) до четырех пудов (64 кг) в час.
«Мельницы в сельском расселении и хозяйстве Тверского края»
Именно так называется статья профессора Тверского государственного университета Светланы Ивановны Яковлевой, опубликованная в 2017 году. Вот некоторые выдержки из нее: «…О водяных мельницах на малых реках России в летописях упоминается с 9 века, указаны они в Писцовых книгах 15-16 веков. Активное развитие их произошло в 18-19 веках…Густая сеть мельниц ( водяных и ветряных) в Тверской губернии показана на межевых картах А.И. Менде ( 1853), на более поздних картах уездов губернии. Водяные мельницы строили и в 20 веке, особенно активно в период НЭПа ( 1921-1931)…В 1847 г. в нашей губернии было 1909 мельниц, в том числе водяных – 625, ветряных — 1294…Из них: в Бежецком уезде – 433 ( водяных – 33,ветряных 400), в Вышневолоцком – 75 ( 17/58), в Осташковском – 42 ( 25/17), Ржевском – 114 ( 52/62)…Во время первой волны коллективизации сельского хозяйства частные мельницы были экспроприированы, а семьи «мельников» репрессированы и переселены в отдаленные регионы страны. Во время войны мельницы продолжали работать везде, кроме оккупированных территорий…В послевоенные годы мельницы восстанавливались и строились новые. Водяные мельницы ( в отличие от ветряных), как правило, располагались в приречных хуторах ( населенные пункты при мельницах), реже в деревнях…Они были массово ликвидированы к концу 1950-х гг., позднее исчезли и одиночные…

Источник: Семейный архив Марковых в СПб
В материалах переписи 1959 г. в Калининской ( Тверской) области указано 72 поселения с названием «мельница»…общая численность населения в них составила около 300 чел., в каждом из них обычно 2-5 чел. ( семья). Из них: в Селижаровском районе – 11 поселений ( Сутокская мельница — 5 чел., мельницы: Лосевская — 3 чел., Смольская — 5 чел., Парамоновская — 2 чел., Кашинская — 5 чел., Гришкинская — 3 чел., Бенская — 5 чел., Борисовская — 4 чел.,Вилейская — 2 чел.,Соколовская — 1 чел.,хутор Бурдовская мельница — 4 чел.), в Максатихинском – 7 ( 27), в Вышневолоцком – 6 поселений (мельницы: пищекомбината — 4 чел., Новая жизнь — 6 чел., Путь крестьянина — 0 чел., Пункты: Мельница Ильинского с/с, Мельница Борисовского с/с — 4 чел., Хутор Заводская мельница Кнященская с/с -0 чел.), в Лесном – 8 ( 19), в Осташковском – 1 ( 5), в Удомельском – 2 поселения ( мельницы: Матвеевская – 5 чел., Корзовская – 10 чел)…В переписи 1970 года нашлось лишь 5 мельничных поселений ( всего 15 чел.). Последнее поселение указано только в Торжокском районе – по переписям 1979 и 1989 гг. Сейчас в Тверской области из 9,5 тыс. сельских пунктов нет названий со словом «мельница»…Заметим, что названия мельниц сохранились в местных топонимах – люди продолжают называть места расположения бывших мельниц именами последних «мельников», которые работали ( или строили мельницы)…Места их бывшего расположения и руины вызывают туристский интерес. Их восстановление и музеифицирование может сделать мельницы элементами туристских брендов регионов. Есть и другая сторона, новое поколение интересуется своими корнями и пытается вернуться на места своих прадедов, в том числе вернуть в свою собственность старые дома и мельницы. Для кого-то из них это будет дачное место на родине предков, для других – предпринимательский проект с восстановлением мельниц…». Неплохая идея, может это когда-то и случится…Водяные мельницы — природу не загрязняют, являясь экологически чистым производством, да и расположены в живописнейших уголках природы. Собирая материал для статьи, разговаривал с несколькими нашими старожилами, которые в послевоенные годы видели работу водяных мельниц, отвозили с родителями на них зерно. А из получившейся муки пекли хлеб, запах которого помнят до сих пор.
Жёрнов из Германии
Сделан он из необычного камня, вес его несколько сотен кг, диаметр круга 120см ( с железным ободом толщиной 1 см), наружный диаметр металлической втулки 35 см. А самое интересное – немецкий текст, имеющийся на втулке, который быстро перевел наш краевед Алексей Борисович Намзин. На жёрнове написано по-немецки Jonsdorfer Mühlsteinfabrik der Stadt Zittau ( «Завод по производству жерновов в Йонсдорфе недалеко от города Циттау»). Циттау — город в Германии, расположен в земле Саксония, подчинен округу Дрезден, население около 28 тыс человек ( как в Удомле)…
Песчаник ( на высоте от 480 до 560 метров) в регионе Мюльштайнбрюхе Mühlsteinbrüche («Каменоломни») в горах Циттау к югу от Йонсдорфа образовался в древнейшие времена и имеет особенности. Порода подвергалась термическим изменениям (контакту с магмой и гидротермальными жидкостями), что приводило к стеклованию породы (плавлению минеральных зерен). Песчаник сохраняет свою пористость, затвердевает благодаря прочности своей зернистой структуры, и его сопротивление истиранию увеличивается.
Использование песчаника в горах Циттау для производства жерновов началось уже с 16 века. В 1580 году Иероним Рихтер основал первый карьер песчаника для производства жерновов. Более 350 лет здесь добывали песчаник и из него делали жернова диаметром до 2,70 метра. Для этого жернова изначально были высечены из одного куска скалы. Примерно с 1850 года жернова собирали из нескольких частей, поскольку больше не добывались достаточно большие и однородные блоки песчаника. Производство сохранялось до 1917 года. Основные рынки сбыта были в России и Англии. Москва и Санкт-Петербург имели свои конторы по торговле жерновами…
Вероятно, в одной из таких контор и был приобретен немецкий жёрнов. Логично ( менее затратно) было купить его в Санкт-Петербурге и доставить по железной дороге до Удомли. Дорогую покупку мог позволить себе лишь достаточно зажиточный человек, хорошо понимающий толк в мельничном производстве, рассчитывающий получать муку качественного помола и в больших объемах. Есть несколько версий, кто мог быть покупателем жёрнова, но их нужно проверять.
Праздники, посвященные хлебу
Люди разных стран всегда бережно относились к хлебу, он был и остается символом жизни. В прежние времена хлеб был и главным признаком достатка в семье и благополучия в доме. Ведь недаром про него существует столько поговорок: «Хлеб всему голова», «Без соли, без хлеба – половина обеда» и другие. В христианских храмах прихожан причащают вином и хлебом, молодых встречают на пороге дома родители с караваем и солью.
Но прежде, чем хлеб попадет на стол, он проделывает огромный путь (от выращивания зерна, сбора урожая до производства муки и самого продукта). Поэтому не удивительно, что у хлеба появился и свой праздник — Всемирный день хлеба (World Bread Day), который отмечается ежегодно 16 октября. Праздник учрежден в 2006 году по инициативе Международного союза пекарей и пекарей-кондитеров. А выбор даты обусловлен тем, что 16 октября 1945 года была создана Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. Кстати, к этому же событию приурочен и ещё один праздник – Всемирный день продовольствия. Это ещё один повод привлечь внимание людей к проблемам голода, нищеты и недоедания в мире. В России отмечают ещё и Третий Спас (в народе он называется Хлебным или Ореховым Спасом), который символизирует завершение жатвы. Раньше в этот день выпекали хлеб из зерна нового урожая, освящали его и съедали всей семьей. А в феврале отмечался Агафьин день ( День хлеба и соли), когда освящали каравай хлеба и солонку соли как символы домашнего очага и сберегали их как талисманы, охраняющие дом от несчастий: болезней, пожара и т.д.
Знаю, что во многих домах хранятся старинные ручные жернова, кухонная утварь, устные легенды и письменные свидетельства о жизни нашего края в разные времена нашей непростой истории. Передавайте свои знания детям и внукам, это очень важно для сохранения их «генетической памяти». ( Для справки: Генетическая память (генная память, расовая память, родовая память, наследственная память, биологическая память) — совокупность наследственных реакций, передаваемых субъекту через поколения посредством генов. )
Может быть, и эта статья поможет вам по-новому взглянуть на ХЛЕБ наш насущный.
А.В. Серяков