История одного жёрнова

0 из 5

Еще похожее

Осенью  1895 года художник Исаак Левитан начал работу над картиной «Золотая осень», когда жил в усадьбе Горка, на Удомельской земле  Тверской губернии. На картине изображена река Съежа. А ровно через 125 лет ( осенью 2020 года)   мне показали огромный жёрнов, который был найден несколько лет назад  на правом берегу реки, у еще жилой деревни.  Один из местных жителей бережно хранит его  у своего дома.  В 19 веке на реках нашего края  было большое количество плотин, на которых стояли мельницы, крупорушки, маслобойки. Часть из них работали и в послевоенное время,  до 1950-х годов.   Сейчас от плотин  остались лишь остатки столбов, груды камней по берегам, да  местные названия в памяти старожилов.  Столетиями хлеб выпекали из муки, размолотой жерновами,  вращали которые колеса мельниц, под действием падающей на них воды. А тот жёрнов интересен тем, что изготовлен был в Германии, еще до революции. Об этом ниже.

Немного истории

Первые мельницы появились еще при римлянах. А на Руси использовать энергию падающей на колесо воды  научились в 9 веке.  Водяные мельницы всегда были окружены ореолом таинственности, овеяны поэтическими легендами, сказаниями и суевериями. Конструкция и устройство таких мельниц за многие века особенно не изменилась. Из бревен рубили амбар. В половине амбара, на высоте плеча, настилали массивный потолок. На нем помещали жернова: нижний — лежак и верхний — бегун,   огороженные кожухом. Жернова делали из  особенной каменной породы — вязкого, твердого и неспособного полироваться песчаника, т.н.  жернового камня, который  встречается редко, поэтому хорошие жернова стоили дорого.

Жернова — это парные каменные круги значительной толщины, имеющие в середине сквозное отверстие ( глазок, очко), а на мелющей поверхности т. н. насечку. Нижний жернов лежит неподвижно, а верхний — подвижный, и именно он производит непосредственное перемалывание. Зерно засыпается в  глазок бегуна в промежуток между жерновами, где и происходит размол. Готовая мука  поступала в специальный ящик,  называемый  «сусеком». Помните сказку про колобка?  «Бабка по амбару помела, по сусекам поскребла…»  В  детстве  многие недоумевали, что за сусеки такие,  в которых можно муки намести на целый колобок?

Поверхность жёрнова разделена глубокими желобами —  бороздами, на отдельные плоские участки —  мелющие поверхности. От борозд, расширяясь, отходят более мелкие желобки —  оперение.  Под напором течения колесо вращалось и само черпало воду. Для создания нужного напора стали запруживать реку, искусственно поднимать уровень воды и направлять струю по желобу на лопатки колеса. Строили мельницы без какой-либо «технической документация», она  находилась у мастеров в памяти. Запруда делалась  подручными средствами, из  пластин дерна слоями  выкладывали плотину, укрепляя жердями  и кольями. Весной, во время половодья, плотину могло прорвать, и тогда делали подъемный щит-затвор, для сброса  излишков воды.  Такую конструкцию можно увидеть на картине «Плотина»  (1909) художника  Жуковского Станислава Юлиановича ( 1873-1944), которую он написал  у нашей д. Всесвятское ( недалеко от д. Займище). 

Производительность мельницы зависела от размера камня и скорости его вращения. Жернова брали диаметром от 50 до 120 сантиметров. На маловодных речках небольшие жернова вращались   в пределах 60 оборотов в минуту.  Более полноводная река могла крутить жернова больших размеров,  вращая их до 150 оборотов в минуту.  В зависимости от этого размалывали от одного пуда (16 кг) до четырех пудов (64 кг) в час.

«Мельницы в сельском расселении и хозяйстве Тверского края»

Именно так называется статья профессора Тверского государственного университета Светланы Ивановны Яковлевой,  опубликованная  в 2017 году. Вот некоторые выдержки из нее: «…О водяных мельницах на малых реках России в летописях упоминается с 9 века, указаны они в Писцовых книгах 15-16 веков.  Активное развитие их произошло в 18-19 веках…Густая сеть мельниц ( водяных и ветряных) в Тверской губернии показана на межевых картах А.И. Менде ( 1853), на более поздних картах уездов губернии. Водяные мельницы строили и в 20 веке, особенно активно в период НЭПа ( 1921-1931)…В 1847 г. в нашей губернии было 1909 мельниц, в том числе водяных – 625, ветряных  — 1294…Из них: в  Бежецком уезде – 433 ( водяных – 33,ветряных 400), в Вышневолоцком – 75 ( 17/58), в Осташковском – 42 ( 25/17), Ржевском – 114 ( 52/62)…Во время первой волны коллективизации сельского хозяйства частные мельницы были экспроприированы, а семьи «мельников»  репрессированы и переселены в отдаленные регионы страны. Во время войны мельницы продолжали работать везде, кроме оккупированных территорий…В послевоенные годы мельницы восстанавливались и строились новые. Водяные мельницы ( в отличие от ветряных), как правило, располагались в приречных хуторах ( населенные пункты при мельницах), реже в деревнях…Они были массово ликвидированы к концу 1950-х гг., позднее исчезли и одиночные…

Имение РОДНОЕ (Маркова А.А.) у д.Мишково и его же мельница на р.Съеже 1900
Источник: Семейный архив Марковых в СПб

В материалах переписи 1959 г. в Калининской ( Тверской) области указано 72 поселения с названием «мельница»…общая численность населения в них составила около 300 чел., в каждом из них обычно 2-5 чел. ( семья). Из них: в  Селижаровском районе – 11 поселений ( Сутокская мельница — 5 чел., мельницы: Лосевская — 3 чел., Смольская — 5 чел., Парамоновская — 2 чел., Кашинская — 5 чел., Гришкинская — 3 чел., Бенская — 5 чел., Борисовская — 4 чел.,Вилейская — 2 чел.,Соколовская — 1 чел.,хутор Бурдовская мельница — 4 чел.), в Максатихинском – 7 ( 27), в Вышневолоцком – 6 поселений (мельницы:  пищекомбината — 4 чел., Новая жизнь — 6 чел., Путь крестьянина — 0 чел., Пункты: Мельница Ильинского с/с, Мельница Борисовского с/с — 4 чел., Хутор Заводская мельница Кнященская с/с -0 чел.), в Лесном – 8 ( 19), в Осташковском – 1 ( 5),  в Удомельском – 2 поселения ( мельницы: Матвеевская – 5 чел., Корзовская – 10 чел)…В переписи 1970 года нашлось лишь 5 мельничных поселений ( всего 15 чел.). Последнее поселение указано только в Торжокском районе – по переписям 1979 и 1989 гг. Сейчас в Тверской области из 9,5 тыс. сельских пунктов нет названий со словом «мельница»…Заметим, что названия мельниц сохранились в местных топонимах – люди продолжают называть места расположения бывших мельниц именами последних «мельников», которые работали ( или строили мельницы)…Места их бывшего расположения и руины вызывают туристский интерес. Их восстановление и музеифицирование может сделать мельницы элементами туристских брендов регионов. Есть и другая сторона, новое поколение интересуется своими корнями и пытается вернуться на места своих прадедов, в том числе вернуть в свою собственность старые дома и мельницы. Для кого-то из них это будет дачное место на родине предков, для других – предпринимательский проект с восстановлением мельниц…». Неплохая идея, может это когда-то  и случится…Водяные мельницы —  природу  не загрязняют, являясь экологически чистым производством, да и расположены в живописнейших уголках природы.  Собирая материал для статьи, разговаривал с несколькими нашими старожилами, которые в  послевоенные годы  видели работу водяных мельниц, отвозили с родителями на них зерно. А из получившейся муки пекли хлеб, запах которого помнят до сих пор.

Жёрнов из Германии

Сделан он из необычного камня, вес его несколько сотен кг, диаметр круга 120см ( с железным ободом толщиной 1 см), наружный диаметр металлической втулки 35 см. А самое интересное – немецкий текст, имеющийся на втулке, который быстро перевел наш краевед Алексей Борисович Намзин.  На жёрнове написано по-немецки Jonsdorfer Mühlsteinfabrik der Stadt Zittau ( «Завод по производству жерновов в Йонсдорфе недалеко от города Циттау»). Циттау — город в Германии, расположен в земле Саксония, подчинен округу Дрезден,  население  около  28 тыс человек ( как в Удомле)…

Песчаник ( на высоте от 480 до 560 метров) в регионе Мюльштайнбрюхе Mühlsteinbrüche («Каменоломни») в горах Циттау к югу от Йонсдорфа образовался в древнейшие времена и  имеет особенности. Порода подвергалась термическим изменениям (контакту с магмой и гидротермальными жидкостями), что приводило к стеклованию породы (плавлению минеральных зерен). Песчаник сохраняет свою пористость, затвердевает благодаря прочности своей зернистой структуры, и его сопротивление истиранию увеличивается.

Использование песчаника в горах Циттау для производства жерновов началось уже с 16 века. В 1580 году Иероним Рихтер основал первый карьер песчаника для производства жерновов. Более 350 лет здесь добывали песчаник и из него делали жернова диаметром до 2,70 метра. Для этого жернова изначально были высечены из одного куска скалы. Примерно с 1850 года жернова собирали из нескольких частей, поскольку больше не добывались достаточно большие и однородные блоки песчаника. Производство сохранялось до 1917 года. Основные рынки сбыта были в России и Англии. Москва и Санкт-Петербург имели свои конторы по торговле жерновами…

Вероятно, в одной из таких контор и был приобретен немецкий жёрнов. Логично ( менее затратно)  было купить его  в Санкт-Петербурге и доставить по железной дороге до Удомли.  Дорогую покупку мог позволить себе лишь достаточно зажиточный человек, хорошо понимающий толк в мельничном производстве, рассчитывающий получать муку качественного помола и в больших объемах. Есть несколько версий, кто мог быть покупателем жёрнова, но их нужно проверять.

Праздники, посвященные хлебу

Люди разных стран  всегда бережно  относились к хлебу, он был и остается символом жизни. В прежние времена хлеб был и главным признаком достатка в семье и благополучия в доме. Ведь недаром про него существует столько поговорок: «Хлеб всему голова», «Без соли, без хлеба – половина обеда» и другие. В христианских храмах прихожан причащают вином и хлебом, молодых встречают на пороге дома родители с караваем и солью.

Но прежде, чем хлеб попадет на стол, он проделывает огромный путь (от выращивания зерна, сбора урожая до производства муки и самого продукта). Поэтому не удивительно, что у хлеба появился и свой праздник  —  Всемирный день хлеба (World Bread Day), который отмечается ежегодно 16 октября. Праздник  учрежден в 2006 году по инициативе Международного союза пекарей и пекарей-кондитеров. А выбор даты обусловлен тем, что 16 октября 1945 года была создана Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. Кстати, к этому же событию приурочен и ещё один праздник – Всемирный день продовольствия.   Это ещё один повод привлечь внимание людей  к проблемам голода, нищеты и недоедания в мире. В России  отмечают ещё  и Третий Спас (в народе он называется Хлебным или Ореховым Спасом), который символизирует завершение жатвы. Раньше в этот день выпекали хлеб из зерна нового урожая, освящали его и съедали всей семьей.  А в феврале  отмечался Агафьин день  ( День хлеба и соли), когда освящали каравай хлеба и солонку соли как символы домашнего очага и сберегали их как талисманы, охраняющие дом от несчастий: болезней,  пожара  и т.д.

Знаю, что во многих домах хранятся старинные ручные жернова, кухонная утварь, устные легенды и письменные свидетельства о жизни нашего края в разные времена нашей непростой истории. Передавайте свои знания детям и внукам, это очень важно для сохранения  их  «генетической памяти». ( Для справки: Генетическая память (генная память, расовая память, родовая память, наследственная память, биологическая память) — совокупность наследственных реакций, передаваемых субъекту через поколения посредством генов. )

Может быть, и эта  статья  поможет вам по-новому взглянуть на ХЛЕБ наш насущный.

А.В. Серяков

оставить отзыв

Общая оценка
Интересность
Читабельность
Грамотность
Связность
Смысловая ценность
Полезность

Reviews (0)

This article doesn't have any reviews yet.

Еще из категории

Популярное