Рассказы о кино

0 out of 5

Еще похожее

Возможно, многие юные зрители сегодняшнего дня уверены, что художественные, а тем более мультипликационные фильмы в нашей жизни присутствовали всегда. Ан, нет! Началом Эры Кино явился показ полнометражных фильмов «Прибытие поезда» (триллер) и «Политый поливальщик» (комедия), который состоялся 28 декабря 1895 года в подвале «Гранд кафе», расположенного в Париже на бульваре Капуцинок. Их авторами явились братья Луи и Огюст Люмьеры, назвавший изобретенный ими аппарат «кинематографом».

Чуть позже, кино, как вид искусства, стал культивироваться в России. До сих пор жива, но более двадцати лет не радует работами своего зрителя Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М.Горького. Она брала свое начало с фото а потом киноателье «Русь», организованных в 1915 году, когда шла Первая мировая война. Новое дело задумал и осуществил костромской купец Михаил Трофимов, заведующим кинопроизводства  товарищества стал Моисей Алейников. На этой всемирно известной киностудии я проработал художником почти сорок лет.

Киностудия им.Горького
Фото: rusplt.ru

В 90-е годы особой популярностью у возрастного столичного зрителя стал пользоваться кинотеатр «Москва», находившийся на Триумфальной площади, напротив памятника поэту Владимиру Маяковскому, построенному еще до революции. В своем репертуаре он имел десятки немых, первых звуковых, цветных и музыкальных фильмов. Директором кинотеатра, ставшего Центром отечественного кино, был восточный человек Расим Даргяр-заде. С его активного участия Центр явился уникальным киноклубом, вошедшим в Книгу рекордов Гиннеса по количеству показов лент в течении года.

По окончании сеанса, зрители могли проследовать за длинный стол, сервированный для гостей различными закусками и бутылками вина в расчете одной на трех человек. За столом встречались актеры, режиссеры, члены бывших съемочных групп, заводились разговоры и дискуссии по темам просмотренных фильмов и проблемах кино в России. Присутствовали и завсегдатаи. Один из них умел красиво петь без музыкального сопровождения – акапело, другой был похож на Вождя и Учителя всех времен и народов И. Сталина. Им уделялось особое внимание.

Однажды на встречу с зрителями была приглашена дочь Владислава Александровича Старевича – русского художника, оператора и режиссера, зачинателя отечественной мультипликации, развившего его объемные технические принципы, используя в своей работе не только кукол, но и графику. Она с особой любовью поблагодарила москвичей за доброе отношение к живущим в городе птицам. Ей очень понравились самодельные кормушки, изготовленные из треугольных пакетов молока, развешанных на ветвях деревьев многих дворов и улиц города. Наверняка, некоторые пернатые имели индивидуальные пакеты, которыми можно было пользоваться осенью и зимой – в холодное время года. Бесконечную любовь к флоре и фауне России ей привил отец – Владислав Старевич.

Старевич Владислав Александрович
Фото: etvnet.com

Она прилетела самолетом из Франции, куда в столицу в 1919 году эмигрировал Владислав Александрович, и поделилась с собравшимися в зале  зрителями своими семейными воспоминаниями. Некоторые события, по прошествии четверти века из памяти ушли, но кое что осталось…

В те далекие годы на экранах кинотеатров царствовало немое кино. Звук в залах напрочь отсутствовал. Изобразительных средств в арсенале режиссера было крайне мало, потому, при экранизации отдавалось предпочтение уже известных публике ярким художественным классическим произведениям. Владислав Александрович решил взяться за популяризацию самой известной со школьной скамьи басни И. Крылова. Догадались какой? Правильно: «Стрекоза и муравей». И, однажды, на дружеских посиделках Владислав Александрович обмолвился о своей новой затее.

«Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь!» На следующий день эта информация попала на страницы ежедневной газеты. Среди друзей еще оказался ушлый «писака», который, ловко воспользовался редкой удачей и оплошностью со стороны режиссера Старевича.

«Взялся за гуж – не говори, что не дюж!» Режиссер приступил к созданию нового мультфильма. Казалось, что проще? Возьми живых персонажей басни и снимай их в свое удовольствие, согласно спланированному сценарию. Загвоздка возникла сразу на первых порах. Выяснилось, что насекомые не переносят яркого света  и замирают напрочь перед стрекочущей кинокамерой. Расшевелить, а тем более заставить их двигаться не представлялось возможным. Первое решение проблемы – наплюй и забудь… А как быть с публикацией в газете? Люди засмеют, будут на тебя показывать пальцем и тихо перешептываться. Нет, такому не бывать! Владислав Александрович с честью вышел из создавшегося положения. Он создал секретную лабораторию и стал покадрово снимать элементы движения насекомых, увы, уже неживых. Долог и тернист был изнурительный труд, но он увенчался успехом: фильм получился чрезвычайно интересным. Я дважды видел его: в кинозале ВГИКа и на киностудии.

Потом у режиссера брали интервью и непременно задавался вопрос, каким образом насекомые следовали в кадре всем указаниям Старевича? Режиссер в своем ответе был крайне прост: «Я их дрессировал! Как? Не, это уже было мое дело…»

 

Владимир Комаров. Художник-декоратор киностудии имени Горького.

1 апреля 2021

 

 

 

Leave a review

Общая оценка
Интересность
Читабельность
Грамотность
Связность
Смысловая ценность
Полезность

Reviews (0)

This article doesn't have any reviews yet.

Еще из категории

Популярное